Образование и наука

"Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов." – Н.А. Рубакин

Последние новости


Какой должна быть современная вузовская лекция?

С целью ответа на этот вопрос было проведено масштабное анкетирование студентов-филологов 1 и 5 курсов БГПУ имени М. Акмуллы, обучающихся по профилю «Русский язык и литература».

Они ответили на следующие вопросы: 1. Лекция должна оставаться традиционной (преподаватель в аудитории)? 90,5 % студентов ответили «да». 2. Лекция может быть в видеоформате? 66,7 % студентов ответили утвердительно, 33,3 % — отрицательно. 3. Какие преимущества вы видите в видеолекции?

Доступность, возможность учиться удаленно — 83 %.

4. Какие преимущества вы видите в традиционной лекции? Живой контакт, возможность что-либо уточнить, задать преподавателю вопрос — 95 %.

5. Просматриваете ли вы предлагаемые в Интернете видеолекции (если да, то напишите цель, если нет, то объясните. Периодически, по заданию или рекомендации преподавателя — 54 %. 6. Какие средства вы полагаете наиболее эффективными в лекции? Включение фрагментов видеолекций — 71,4 %; использование аудиофрагментов — 33,3 %; электронная презентация — 76,2 %; слово преподавателя — 92 %; диалоговая форма лекции — 85 %. 7. Какие из этих средств помогают вам лучше воспринимать и усваивать материал лекции? Почему? Видеофрагменты в лекции воспринимаются и запоминаются лучше — 67 %; качественные видео- и аудиолекции привлекают внимание — 73 %; в презентации наглядно представлена наиболее важная информация — 89 %; преподаватель излагает материал концептуально — 90 %; диалог преподавателя со студентами на лекции активизирует внимание, способствует лучшему усвоению и пониманию материала — 99 %; презентация и видеоряд помогают лучше воспринимать информацию — 87 %. 8. В какой степени студенты должны участвовать в лекционном занятии? Принимать активное участие: отвечать на вопросы, дополнять, задавать вопросы — 90,5 %.

9. Какие приемы должен использовать преподаватель, чтобы лучше воспринимался и усваивался лекционный материал: выразительность, эмоциональность — 86 %; наглядность — 83 %; интересное содержание — 96 %; практическая значимость — 97 %. 10. Какая манера чтения лекции преподавателем представляется вам наиболее эффективной? Спокойный тон, ясная, понятная и выразительная манера изложения — 89 %. 11. Как вы полагаете, можно ли без помощи преподавателя найти и усвоить необходимые для развития профессиональных компетенций знания? Можно — 45 %; нет — 67 %; можно, но только если заниматься этим всю жизнь — 58 %. 12. Для чего нужна лекция? Большая часть студентов (89%) ответила, что лекция помогает систематизировать материал, разобраться в ходе общения с преподавателем в сложных вопросах. Принципиальной разницы в ответах студентов 1 и 5 курсов не было, за исключением того, что первокурсники большей частью низко оценили эффективность поточных онлайн-лекций по дисциплинам, входящим в модуль дисциплин, формирующих универсальные компетенции: философия, история, русский язык и культура речи, основы экономики и права, основы педагогики и психологии, концепции современного естествознания и др. Совершенно очевидно, что современная вузовская лекция не может оставаться в прежнем формате, который выглядит архаично. Студенты находятся в динамично меняющемся образовательном пространстве, активно приобщаются к электронному, дистанционному, онлайн-образованию.

Считать молодежью людей до 35 лет

Новый законопроект о молодежной политике в России предусматривает увеличение предельного возраста молодежи, закрепленного в законодательстве, с нынешних 30 до 35 лет, заявил заместитель председателя комитета Совета федерации по социальной политике Александр Варфоломеев, передает Mail.ru. Согласно действующему законодательству, молодежью считаются лица от 14 до 30 лет.

«На федеральном уровне закрепляются такие понятия, как ''молодежь'', ''молодая семья'', ''молодежная политика''. Сформирован единый подход к определению возрастной группы, которая относится к категории “молодежь” — это лица в возрасте от 14 до 35 лет», — сказал Варфоломеев на заседании профильного думского подкомитета (цитата по ТАСС).

«Критериями отнесения к молодой семье являются 35-летний возраст лиц, состоящих в зарегистрированном браке, или возраст одного родителя и наличие несовершеннолетнего ребенка», — добавил сенатор.

Определены дополнительные сроки проведения итогового сочинения и собеседования по русскому языку

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки определила дополнительные сроки проведения итогового сочинения (изложения) и итогового собеседования по русскому языку для тех регионов, которые не смогли их провести в ранее установленные дополнительные даты в мае из-за эпидемиологической ситуации и принятых ограничительных мер, сообщает пресс-служба ведомства, передает Российское образование.

Резервный срок прохождения итогового собеседования в 9-х классах был установлен 18 мая. 19 регионов не смогли провести его в этот день. Резервный срок написания итогового сочинения был установлен 25 мая.

Для проведения итогового собеседования по русскому языку в 9-х классах Рособрнадзором установлен новый дополнительный срок – 5 июня.

Рособрнадзор определил даты ЕГЭ-2020

Межведомственное заседание по вопросам проведения ЕГЭ и приемной кампании в вузы в 2020 году сформировало новый календарный план проведения экзаменационной кампании в текущем году, сообщает пресс-служба Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, передает Российское образование.

Исходя из рекомендаций, озвученных Роспотребнадзором и Рособрнадзором, принято коллегиальное решение следом за пробными экзаменами начать этап непосредственной очной сдачи единого государственного экзамена с 3 июля. В этот день пройдут ЕГЭ по географии, литературе и информатике.

6 и 7 июля пройдет самый массовый ЕГЭ по русскому языку, 10 июля – по профильной математике, 13 июля – по истории и физике, 16 июля – по обществознанию и химии, 20 июля – по биологии и письменной части ЕГЭ по иностранным языкам, 22 и 23 июля пройдет устная часть ЕГЭ по иностранным языкам.

Россияне 27 мая смогут увидеть комету Лебедь

Россияне смогут увидеть комету Лебедь, которая недавно подлетела к Солнечной системе и 27 мая приблизится на максимально близкое расстояние к Солнцу, сообщает пресс-служба Московского планетария, передает Mail.ru.

«Красивая хвостатая комета C/2020 F8 (SWAN) пролетает мимо Земли на расстоянии 83,3 млн км. 27 мая она приблизится к Солнцу на расстояние 64,3 миллиона километров. В средних широтах ее уже можно увидеть ранним утром на северо-востоке», — говорится в сообщении.

Отмечается, что комета, открытая австралийским астрономом-любителем Майклом Маттиаццо всего пару месяцев назад, сейчас видна невооруженным глазом. В планетарии назвали ее «главной кометой весны».

Причем в момент открытия комета была не такой красочной, как сейчас. По мере приближения к Солнцу росла ее яркость и появлялся «достаточно большой и красивый хвост».

Некоторые бессимптомные заразившиеся быстро становятся тяжелобольными

В некоторых случаях у заразившихся вирусом COVID-19, у которых изначально болезнь протекает бессимптомно, заболевание развивается очень быстро и они превращаются в тяжелых больных, сообщила вице-премьер Татьяна Голикова, передает Mail.ru.

«У больных, которые первые дни либо вообще не имеют, либо имеют какие-то ничтожные симптомы болезнь развивается очень быстро, и в некоторых случаях они из легких больных превращаются в больных тяжелых и попадают в лечебные учреждения и могут попадать сразу и в реанимацию, и на аппарат искусственной вентиляции легких», — сказала вице-премьер в эфире телеканала «Россия 24».

По словам Татьяны Голиковой, сейчас эпидемия в России находится в глубокой фазе. Она назвала «не очень приятными» цифры по заражению. При этом Голикова отметила, что они в целом «не должны пугать», так как в среднем рост заразившихся в стране составляет 17−18%.

В Китае предсказали сроки начала второй волны коронавируса

В ноябре 2020 года в мире пройдет вторая волна коронавируса, которая при этом окажется значительно слабее, передает Mail.ru. Ее сроки предсказал директор инфекционного отделения больницы «Хуашань» в Шанхае, глава экспертной группы по лечению COVID-19 Чжан Вэньхун, передает CNN на платформе Sina.

«Мы ожидаем, что следующая волна эпидемии может начаться примерно в ноябре», — сказал Чжан. Он добавил, что математические модели говорят о том, что человечество не победит вирус к лету, так как новые вспышки продолжают фиксироваться в новых странах. В целом вторая волна эпидемии нанесет меньший урон, однако некоторым африканским и южноамериканским государствам будет очень сложно из-за слаборазвитой медицины.

12 апреля главный эпидемиолог Китая Чжун Наньшань оценил вероятность второй волны вспышки коронавируса в стране. По его словам, несмотря на то, что есть риск завоза и распространения заражения из других стран, вероятность новой масштабной вспышки достаточно мала. Он объяснил это тем, что в Китае очень жесткие профилактические меры.

О продлении учебного года в школах

Эпидемическая ситуация меняется очень быстро и пока, к сожалению, не в лучшую сторону. Соответственно меняется и судьба школы, передает Московский Комсомолец. В субботу министр просвещения Сергей Кравцов заявил, что в ряде школ занятия могут продлиться до 8 июня, сроки проведения ЕГЭ могут быть вновь скорректированы, а сдача ОГЭ для выпускников 9-х классов и написание Всероссийских проверочных работ (ВПР) может пройти после окончания учебного года.

На данный момент сроки проведения ЕГЭ пока держатся, и кампания, как было ранее объявлено, должна стартовать 8 июня. Однако министр просвещения впервые заявил: «Не исключаю, что эти даты могут быть изменены. Пока такого решения нет. Но все будет зависеть от объективной ситуации. И в том числе от того, сколько продлится период обучения школьников на дому».

Последнее, к слову сказать, весьма симптоматично. Ни для кого не секрет - и это в том числе признают в Минпросвещения - что из-за резкого роста трафика систематически возникают проблемы с доступом как к Российской, так и Московской электронной школам. И чем дальше от столицы, тем эти проблемы сильнее, ибо в России есть регионы, где интернета практически нет или он существует условно.


Другие наши проекты

Глоссарий

Финансово-экономический словарь. Свыше 7000 терминов.

Бригантина

Партнерский проект: сайт учителя географии Ларичевой Е. И.