Какой должна быть современная вузовская лекция?
С целью ответа на этот вопрос было проведено масштабное анкетирование студентов-филологов 1 и 5 курсов БГПУ имени М. Акмуллы, обучающихся по профилю «Русский язык и литература».
Они ответили на следующие вопросы: 1. Лекция должна оставаться традиционной (преподаватель в аудитории)? 90,5 % студентов ответили «да». 2. Лекция может быть в видеоформате? 66,7 % студентов ответили утвердительно, 33,3 % — отрицательно. 3. Какие преимущества вы видите в видеолекции?
Доступность, возможность учиться удаленно — 83 %.
4. Какие преимущества вы видите в традиционной лекции? Живой контакт, возможность что-либо уточнить, задать преподавателю вопрос — 95 %.
5. Просматриваете ли вы предлагаемые в Интернете видеолекции (если да, то напишите цель, если нет, то объясните. Периодически, по заданию или рекомендации преподавателя — 54 %. 6. Какие средства вы полагаете наиболее эффективными в лекции? Включение фрагментов видеолекций — 71,4 %; использование аудиофрагментов — 33,3 %; электронная презентация — 76,2 %; слово преподавателя — 92 %; диалоговая форма лекции — 85 %. 7. Какие из этих средств помогают вам лучше воспринимать и усваивать материал лекции? Почему? Видеофрагменты в лекции воспринимаются и запоминаются лучше — 67 %; качественные видео- и аудиолекции привлекают внимание — 73 %; в презентации наглядно представлена наиболее важная информация — 89 %; преподаватель излагает материал концептуально — 90 %; диалог преподавателя со студентами на лекции активизирует внимание, способствует лучшему усвоению и пониманию материала — 99 %; презентация и видеоряд помогают лучше воспринимать информацию — 87 %. 8. В какой степени студенты должны участвовать в лекционном занятии? Принимать активное участие: отвечать на вопросы, дополнять, задавать вопросы — 90,5 %.
9. Какие приемы должен использовать преподаватель, чтобы лучше воспринимался и усваивался лекционный материал: выразительность, эмоциональность — 86 %; наглядность — 83 %; интересное содержание — 96 %; практическая значимость — 97 %. 10. Какая манера чтения лекции преподавателем представляется вам наиболее эффективной? Спокойный тон, ясная, понятная и выразительная манера изложения — 89 %. 11. Как вы полагаете, можно ли без помощи преподавателя найти и усвоить необходимые для развития профессиональных компетенций знания? Можно — 45 %; нет — 67 %; можно, но только если заниматься этим всю жизнь — 58 %. 12. Для чего нужна лекция? Большая часть студентов (89%) ответила, что лекция помогает систематизировать материал, разобраться в ходе общения с преподавателем в сложных вопросах. Принципиальной разницы в ответах студентов 1 и 5 курсов не было, за исключением того, что первокурсники большей частью низко оценили эффективность поточных онлайн-лекций по дисциплинам, входящим в модуль дисциплин, формирующих универсальные компетенции: философия, история, русский язык и культура речи, основы экономики и права, основы педагогики и психологии, концепции современного естествознания и др. Совершенно очевидно, что современная вузовская лекция не может оставаться в прежнем формате, который выглядит архаично. Студенты находятся в динамично меняющемся образовательном пространстве, активно приобщаются к электронному, дистанционному, онлайн-образованию.
Новый законопроект о молодежной политике в России предусматривает увеличение предельного возраста молодежи, закрепленного в законодательстве, с нынешних 30 до 35 лет, заявил заместитель председателя комитета Совета федерации по социальной политике Александр Варфоломеев, передает
Россияне смогут увидеть комету Лебедь, которая недавно подлетела к Солнечной системе и 27 мая приблизится на максимально близкое расстояние к Солнцу, сообщает пресс-служба Московского планетария, передает
В некоторых случаях у заразившихся вирусом COVID-19, у которых изначально болезнь протекает бессимптомно, заболевание развивается очень быстро и они превращаются в тяжелых больных, сообщила вице-премьер Татьяна Голикова, передает
В ноябре 2020 года в мире пройдет вторая волна коронавируса, которая при этом окажется значительно слабее, передает
Эпидемическая ситуация меняется очень быстро и пока, к сожалению, не в лучшую сторону. Соответственно меняется и судьба школы, передает