Образование и наука

"Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов." – Н.А. Рубакин

Последние новости


Российская наука опускается все ниже в мировом рейтинге

В докладе авторитетной корпорации Thomson Reuters утверждается, что за последние десять лет ведущие страны мира развили свой научно-исследовательский потенциал, а Россия опускается в этом списке все ниже.

Доля российских научных работ в базе Web of Science сократилась с 3 процентов до 2,1 процента от общего числа. В итоге она выпала из первой десятки и оказалась на 12-м месте. Еще более тревожно, что даже оказавшиеся в базе данных Web of Science научные работы наших ученых практически не замечаются зарубежными коллегами, в 2012 году цитируемость российских статей была почти на 20 процентов ниже среднемирового уровня, занимая 19-е место.

Запугивание учителями учеников ведет к низким оценкам на экзаменах

Запугивание учителями учеников приводит последних к получению низких оценок на экзаменах, утверждают американские ученые, статья которых опубликована в научном журнале School Psychology Quarterly.

К такому выводу они пришли в ходе исследования, участниками которого стали 347 учеников одной из американских школ.

Ученые наблюдали за ними в течение полугода перед выпускными экзаменами.

В общежитиях российских ВУЗов отменят комендантский час

Студенты российских вузов, включая учащихся высших образовательных учреждений Крыма, будут иметь круглосуточный доступ в общежития. Обращение о недопустимости введения "комендантского часа", затрагивающее в том числе несколько тысяч иностранных студентов, Минобрнауки РФ направило руководству вузов.

"Получив неоднократные жалобы от студентов на закрытый доступ в общежития в ночное время, министерство образования и науки проинформирует образовательные организации высшего образования о недопустимости установления так называемого комендантского часа. Запрет на посещение общежитий в любое время суток противоречит нормам законодательства РФ", — говорится в сообщении ведомства.

По данным Минобрнауки, по состоянию на октябрь 2013 года в российских вузах обучались 246,3 тысячи иностранцев.

Выпускники российских школ сегодня начали сдавать ЕГЭ

Выпускники российских школ в понедельник начали сдавать единый государственный экзамен (ЕГЭ) в рамках досрочной волны, которая продлится до 8 мая. Основная волна ЕГЭ в России пройдет с 26 мая по 11 июня.

ЕГЭ в России служит одновременно выпускным экзаменом в школе и вступительным экзаменом в вуз, а с 2009 года сдача единого экзамена — единственный способ закончить российскую школу.

21 апреля школьники смогут досрочно сдать ЕГЭ по русскому языку, 24 апреля — по иностранным языкам, географии, химии и истории, 28 апреля — по математике, 5 мая — по информатике, биологии, обществознанию, литературе и физике. 8 мая — резервный день для сдачи экзаменов по всем предметам.

Почему борьба за результат преобладает над стремлением к качеству

По данным журнала «Директор школы», процент выпускников, которым дается право поступать в высшую школу во Франции, составляет 63%, в Германии — 40%, а в Швейцарии — 15%. Во Франции, как известно, в университет берут всех и без всякого экзамена из числа допущенных к поступлению. Но после первого курса и во время обучения на первом курсе проводятся строгие экзамены и как их следствие — отсев. И величина его — около 50%. Но это не становится национальной трагедией. Существуют широкие возможности получить хорошую профессию, обеспечивающую достойную жизнь, и не имея высшего образования. У нас система подготовки к таким профессиям была разрушена и только сейчас восстанавливается. Аттестат об окончании школы не получают только 2—3%, то есть те, кто не сдал экзамен по русскому языку или математике. Добавим: не сдал и не пересдал в том же месяце. При этом процент пересдающих — очень высокий. Поражения при сдаче экзаменов по выбору на получении аттестата не сказываются. В итоге в вуз идут 80% окончивших школу.

В какой школе мы учим и учимся

Бесспорно, все мы знаем первоклассных учителей, у которых мы учились, с которыми мы работали, о которых читали и слышали. Конечно, у нас есть прекрасные школы, прокладывающие опытом своей работы путь в будущее. Но в целом наше образование не отвечает на вызовы сегодняшнего дня.

Меня поразило толкование слова «память» в словаре Даля как способность не забывать прошлого и свойство души хранить сознание о былом. Память внешняя — безотчетное знание наизусть затверженного; память слов, цифр, имен и событий. Память внутренняя — разумное понимание научной связи узнанного, усвоение духовных и нравственных истин.

Результат и качество

Слова эти употребляются в нашей педагогической печати и устных выступлениях руководителей как синонимы: каков результат, таково и качество. Но это не так.

На одном примере рассмотрим модель постижения школьной темы с точки зрения результата и качества.

Рассмотрим в качестве модели лишь одну тему из курса литературы 10-го класса. Тема эта — путь исканий князя Андрея Болконского. Не важно, что это: вопрос, на который должен ответить на уроке ученик, вопрос экзаменационного билета, тема сочинения, вопрос С в ЕГЭ по литературе. Здесь возможны три варианта.

Результат как цель

Слово «результат» в последнее время стало ключевым.

Вот реклама известного учителя В.Ф. Шаталова в «Огоньке»: реклама предлагает «лучших в мире учителей». И крупно: «МЫ РАБОТАЕМ НА РЕЗУЛЬТАТ!».

Вот цитата из статьи министра образования одного из регионов России: «Зар­платой всегда недовольны те, кто привык работать по старой системе, не отвечая за результат, а лишь проводя часы».

Другие наши проекты

Глоссарий

Финансово-экономический словарь. Свыше 7000 терминов.

Бригантина

Партнерский проект: сайт учителя географии Ларичевой Е. И.